Русская печь всегда была больше, чем просто источником отопления. Это элемент культуры, спальное место, персонаж сказок и изюминка в традиционном русском доме. Узнай, кто любил лежать на печке, в какой части печи жили домашние духи и почему незамужние девушки прятались за печкой.
Два самых известных русских сказочных героя – Илья Муромец и Емеля – неразрывно связаны с русской печкой. Первый пролежал на печи 33 года, пока его не наделили магическими богатырскими силами и не отправили на борьбу со злом. Последний никогда не отходил от печки и ездил на ней как на кабриолете. Печь вошла в фольклор не просто так: практически до середины прошлого века она была центром, вокруг которого вращалась повседневная жизнь россиян.
Сердце дома
Крестьяне в своем доме зимой
Печка самое теплое место в доме. Лежать на нем, чувствуя себя тепло и уютно и хоть раз бездельничать, было пределом мечтаний крестьянина. В зимние месяцы это было место, где крестьяне проводили большую часть своего времени. Интересно, что место на печи отводилось только мужчинам: либо главе семьи, либо старейшине. В то время как работа женщин заключалась в том, чтобы топить печь, готовить и выполнять другие домашние дела. Что же касается детей, то им разрешалось залезать на печь только на короткое время, для развлечения и только с разрешения взрослых.
Печь фигурирует во многих русских литературных произведениях, например, в романе Максима Горького. Мое детство:
«Я спал на полу между печкой и окном. Места не хватило, пришлось ноги в печь засовывать, а тараканы их щекотали. Этот угол доставлял мне немало злобных удовольствий, ибо, готовя, дедушка то и дело разбивал окно концом решета или кочергой…»
У печи обычно был «женский уголок», известный как угол, куда мужчин не пускали. Здесь хранили посуду и где женщины занимались рукоделием. Часто кут отделялся от основной части избы специальной завесой. Именно за этой занавеской прятались невесты перед свадьбой, женщины рожали и кормили грудью.
При постройке новой избы первым делом нужно было спроектировать печь, а уж потом все остальное. Отсюда и русское выражение «плясать от печки», означающее начать сначала. Печь фигурирует во многих русских пословицах, например: Станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи («Если будешь лежать на печи, в ней не будет еды»); Хочешь есть калачи, так не лежи на печи («Хочешь есть булочки, не ложись на плиту»).
Какой была печка?
Свой привычный вид русская печь приобрела примерно в 15 веке. В разных частях страны печи могли различаться по тому, из чего они были сделаны (камень или глина) и на каком топливе они работали (в основном дрова, но это могли быть и навозные лепешки, солома или торф).
Печь – главный элемент интерьера в традиционном русском доме. Старые печи могли занимать чуть ли не половину комнаты. От печи к противоположной стене были протянуты деревянные скамейки, использовавшиеся для сна.
Печное строительство было важным элементом русской жизни. Печники пользовались большим спросом и уважением, так как их работа требовала больших знаний и умений.
Основной частью печи является очаг, или топочная камера, где сжигаются дрова. Очаг использовался и для приготовления пищи: глиняные или чугунные горшки ставили в очаг, когда печь еще горела. Делали это обычно специальными вилками, которые можно найти в любом российском краеведческом музее. В некоторых печах были очаги, достаточно большие, чтобы в них можно было принять ванну.
Непосредственно под очагом находится специальное углубление, известное как подовое дно, где также пекли хлеб. Тесто клали внутрь, когда печь была еще горячей, чтобы получилась хрустящая корочка, и оставляли внутри, когда огонь уже потух, до готовности. Печи также использовались для приготовления топленого молока (нажмите здесь, чтобы узнать больше об этом уникальном русском напитке).
Спальное место на печи (известное как перекрышка) располагался обычно прямо под потолком, где воздух был самым теплым. Даже когда огонь уже погас, печь очень долго остывает, поэтому в ней и на ней можно было нагреть еду и воду. Обычно в печи были небольшие ниши, которые использовались для сушки или хранения продуктов, таких как грибы или травы, или для хранения одежды или обуви.
Нинара (CC BY 2.0)
Дрова, кочергу и другие приспособления обычно хранили у очага, который также был излюбленным местом мышей и тараканов. Здесь также обычно хранились различные неиспользуемые предметы.
В зажиточных хозяйствах печи украшались расписными глиняными изразцами. Это ремесло стало особенно популярным в конце 19 – начале 20 века, с модой на так называемый «русский стиль». Этот декоративный элемент до сих пор остается популярным. Нажмите здесь, чтобы узнать больше об изразцах для русских печей.
Мистическое и практическое значение русской печи
Суеверные русские крестьяне верили, что домашние духи живут за печкой или под ней. Считалось, что печи лечат, поэтому больные ложились на печь в надежде на скорейшее выздоровление. Также для ингаляций использовали печной пар, так как считалось, что он обладает лечебными свойствами. Печную золу не выбрасывали, а использовали для приготовления мазей, отваров, а также для более приземленных целей, как мыло и отбеливатель для одежды.
Топили печи с наступлением холодов: с октября по апрель-май. У русских всегда было много примет и суеверий о погоде, и печи были одним из источников их прогнозов погоды. Если сквозняк был сильный или огонь красный, можно было ожидать морозную погоду. А если дрова тлели тихо и огонь был белым, то на картах была оттепель.
Печка сегодня
Станислав Жуковский. В старом доме
Арт-галерея Твери/Легион Медиа
С середины 19 века массивные русские печи стали уступать место компактным голландским кирпичным печам. Последний не только занимал меньше места, но и имел гораздо более простую конструкцию. На них нельзя было лежать, но у них была сверху небольшая площадка для приготовления пищи, наподобие плиты.
В наши дни традиционная русская печь стала редкостью и встречается только в музеях. Принимая во внимание, что его более мелкая и простая голландская разновидность до сих пор используется в деревнях.
При использовании какого-либо контента Russia Beyond, частично или полностью, всегда указывайте активную гиперссылку на исходный материал.
5 самых известных русских народных узоров (ФОТО)
В каждой русской деревне были народные умельцы и художники со своими оригинальными стилями. Но конкретные стили, указанные ниже, стали известны по всей стране и за ее пределами.
1. Хохлома
Хохлома – «визитная карточка» всех русских узоров, самая популярная и узнаваемая. Вид изделия, как и узор, традиционно носит название места его зарождения и производства. В случае с хохломой это село Хохлома Нижегородской области. Существует легенда, что рукоделие происходит от старообрядческих иконописцев XVII века.
Исторически хохлома представляла собой роспись по дереву — в основном посуде и кухонным предметам, а также деревянной мебели. Особенно известны русские деревянные ложки, расписанные хохломой. Узор всегда наносится на черный фон ярко-красными, зелеными и золотыми красками. Основные мотивы – ягоды и травы, иногда в узоре встречаются птицы.
2. Гжель
Часто говорят, что гжель очень напоминает делфтский фаянс и китайскую бело-голубую керамику, но прямых доказательств такого «заимствования» нет. Вид керамического ремесла происходит из села Гжель Московской области и окрестных деревень, где испокон веков добывали особую глину.
Фарфор из местной глины ценился еще при дворе царя Алексея Михайловича. В XVII веке в Гжели стали развивать производство посуды для аптекарских и «алхимических» нужд. В 17 веке в этом районе уже были десятки фабрик, производивших посуду, печные изразцы и другие керамические изделия, а также игрушки в виде животных. Техника гжель — «майолика» с растительным орнаментом и все в фирменных сине-белых тонах.
3. Жостово
Игорь Головнев / Getty Images
Роспись кованых жестяных подносов в селе Жостово Московской области восходит к 1825 году – промысел был «завезен» с Урала князьями Демидовыми (в Тагиле уже было успешное производство расписных подносов). Изготовлением этих подносов занимались местные жостовские художники, уже расписывавшие миниатюры на деревянных изделиях. Результатом этого синтеза декоративно-прикладного искусства стали жостовские подносы, ныне один из самых популярных «народных» брендов.
Цвета подноса и росписи могут быть разными, изюминкой композиции является цветочный букет в центре подноса. Мастера изображают как садовые, так и полевые цветы и травы. Наносят рисунок масляными красками в несколько слоев, добиваясь объемного изображения.
4. Палех
Палехская лаковая миниатюра – относительно молодой народный промысел. После революции 1917 года ею занялись талантливые художники, бывшие иконописцы и мастера храмовой росписи из села Палех (Ивановская область). В новом антирелигиозном советском государстве художники сосредоточили свое мастерство на «старинной живописи». Они изображали сцены из народных сказок и литературных произведений, используя иконографические приемы, в частности темперные краски.
Палехская художественная декоративная артель появилась в 1918 году. Мастера сначала расписывали деревянные изделия, а затем – папье-маше. В палехском стиле на черном фоне ярко-красными и золотыми красками расписывают в основном предметы декора – часто шкатулки с украшениями, а также разнообразные мелкие сувениры.
5. Городец
шакко (CC BY-SA 3.0)
Родом из Городца Нижегородской области, этот узор датируется 19 веком. Впервые он был использован для украшения швейных приспособлений (называемых «прялками»). Позднее его также находили на деревянной мебели и других предметах – сундуках, шкатулках, санях, оконных ставнях и даже дверях. Народные мастера изображали жанровые сценки из быта купцов и крестьян.
Сюжеты и персонажи могли быть самые разные – но чаще всего сватовство, застолье или прогулка. Встречались также изображения лошадей, птиц и других животных. Отличительной чертой является буйство красок и контрастные переходы между ними.
Уважаемые читатели,
Наш веб-сайт и учетные записи в социальных сетях находятся под угрозой ограничения или блокировки в связи с текущими обстоятельствами. Итак, чтобы не отставать от нашего последнего контента, просто сделайте следующее:
- Подписывайтесь на наш Telegram-канал
- Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку по электронной почте
- Включить push-уведомления на нашем сайте
- Установите службу VPN на свой компьютер и/или телефон, чтобы иметь доступ к нашему веб-сайту, даже если он заблокирован в вашей стране.
При использовании какого-либо контента Russia Beyond, частично или полностью, всегда указывайте активную гиперссылку на исходный материал.
Что такое «русский стиль» и как он родился?
Яркие цвета, ажурные орнаменты, примитивистские, анималистические и цветочные мотивы – все это черты самобытного русского стиля. Но откуда оно взялось?
Что первое приходит вам на ум, когда вы слышите слова «русский стиль»? Скорее всего, кокошники – традиционный головной убор русских женщин – узоров гжель или хохлома, или резные оконные рамы.
Но как и когда родился этот стиль, и имеют ли эти узоры значение?
Петр Великий разрушил русский стиль (ну почти)
Петр Великий, проучившись в Европе и установив с ней дипломатические и дружеские связи, на родине решил избавиться от всего «подлинно» русского: он вел почти открытую войну со всем архаичным и средневековым в России, рьяно стремясь сделать страну более современный и более европейский. Царь приглашал итальянских зодчих строить дворцы вместо деревянных кварталов, заставлял бояр носить европейское платье вместо традиционных кафтанов, сбривать длинные бороды и носить напудренные парики.
Поль Деларош. Портрет Петра I Великого
В течение следующих двух столетий его наследники развивали идею «прогрессивной России». Даже традиционная церковная архитектура сменилась в XVII-XVIII веках европейским барокко.
Петру, возможно, удавалось контролировать дворянство и официальную архитектуру в столице, однако в остальной части страны простые люди и традиционные ремесла оставались почти такими же, как и прежде.
Елена Семина/Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
Власти не пытались вмешиваться в стили росписи на прялках или регулировать узоры и мотивы ремесел по всей стране. Кроме того, царь-реформатор сам внес свой вклад в русский стиль, привезя из своей любимой Голландии делфтский фарфор, бело-голубой цвет которого позже был скопирован гжельскими мастерами.
Шкатулка для самовара “Гжель” (L), ваза “Тюльпан”, стиль делфтского фарфора (R)
Всеобщее достояние; MicheleLovesArt (CC BY-SA 2.0)
Вернуться к основам
Русский стиль, возможно, не дожил бы до наших дней, если бы не был возрожден во второй половине XIX века дворянством, которое в поисках национальной идеи и самобытности обратилось к своим «корням». В моду вошли элементы первобытного народного стиля, а высшее общество стало интересоваться жизнью простого народа. В немалой степени этому направлению способствовали художники-передвижники, изображавшие суровую действительность крестьянского быта.
Кроме того, на рубеже 20-х и XNUMX-х веков возникло художественное направление «Мир искусства», стремившееся к выражению в изобразительном искусстве подлинно русских мотивов. Благодатным источником вдохновения для него стали русские сказки, что особенно ярко проявляется в произведениях Виктора Васнецова.
Виктор Васнецов. Богатыри
В мире книжной иллюстрации самым известным образцом русского стиля была сказочная графика Ивана Билибина.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная».
Русские богатыри и красавицы в кокошниках стали популярными образами в маркетинге и торговле, так как фигурировали на различных упаковках.
Романенковская шоколадно-конфетная фабрика.
В театре русский стиль тоже стал очень популярен. В начале ХХ века предприниматель Сергей Дягилев организовал свои знаменитые «Русские сезоны» в Европе, объединив художественные выставки, балет и оперу. Самым знаковым спектаклем его труппы Ballets Russes стала «Жар-птица» Игоря Стравинского, костюмы и декорации для которой разработал Леон Бакст, еще один участник группы «Мир искусства».
Русские мотивы появились и в интерьере, когда вошли в моду изразцовые печи и традиционные вышивки. Подключилось и ювелирное искусство: Фаберже и другие мастера стали изготавливать посуду и драгоценные безделушки в стиле средневековой России.
Солонка фирмы П.А.Овчинникова, 1894 г.
Государственный исторический музей
Вершиной этого стиля русского возрождения стало празднование 300-летия династии Романовых в 1913 году: дресс-код легендарного костюмированного бала, данный последним русским императором Николаем II, обязывал гостей одеваться по моде, относящейся к периоду до Петр Великий и его реформы.
Гости королевского костюмированного бала
Русский стиль в архитектуре.
Но, конечно, наиболее яркое выражение русский стиль нашел в архитектуре. Его особенно благоволил император Александр III, реакционер и поборник традиционных ценностей. Его часто сравнивали с русским медведем, а его остроконечная борода резко контрастировала с элегантными тонкими усами его предшественников.
Именно Александр III одобрил строительство храма Спаса-на-Крови в Петербурге в так называемом псевдорусском стиле, с его цветными куполами и мозаиками. Здание, столь не похожее на общий облик имперского города Петра Великого, было построено в 1883-1907 годах и очень похоже на московский собор Василия Блаженного, построенный в 16 веке.
Храм Спаса на Крови
Архитектурный стиль, широко известный как псевдорусский стиль, имеет множество примеров и в Москве. В XIX веке рядом с Кремлем было построено здание Исторического музея по проекту архитектора Владимира Шервуда. Чтобы вписаться в архитектурный ансамбль Красной площади, здание было построено из красного кирпича и имело множество характерных декоративных элементов – выпуклости, арки, каплевидные орнаменты и другие детали, характерные для деревянного зодчества Древней Руси.
Государственный исторический музей
Скиф-Керчь (CC BY-SA 4.0)
Вскоре после постройки Исторического музея рядом было возведено аналогичное по стилю здание Городской думы (сейчас в нем находится Музей Отечественной войны 1812 года).
Бывший дом городской думы, ныне Музей Великой Отечественной войны 1812 г.
Заказывая здание для будущего Музея русских древностей, коллекционер Петр Щукин хотел, чтобы оно напоминало традиционные палаты русских бояр. В советское время в здании разместился Тимирязевский биологический музей.
Тимирязевский биологический музей в Москве
Имелись также постройки, имитирующие деревянное зодчество 16-17 веков. Например, дом славянофила Михаила Погодина в Москве имеет многочисленные деревянные узоры и резные элементы, как и многие подобные постройки по всей России.
Особняк Михаила Погодина в Москве
Елена Бутко (CC BY-SA 4.0)
В ХХ веке архитекторы придумали причудливое сочетание псевдорусского стиля и модерна. Например, в этом стиле построен Ярославский вокзал в Москве по проекту Федора Шехтеля.
Ярославский вокзал в Москве на дореволюционной открытке.
Современный русский стиль
В 2000-е годы произошло очередное возрождение традиционного русского стиля, которое можно охарактеризовать как неоисторизм. В московском имении Коломенское по старинным эскизам восстановлен деревянный терем царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого.
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
В Измайловском парке построен увеселительный комплекс Измайловский кремль в стиле, подражающем русской архитектуре XVI-XVII веков.
Традиционные русские мотивы вдохновили и бизнес: в провинции есть гостиницы, приглашающие приезжих пожить в традиционной русской избе или искупаться в русской бане. В последние годы открывается все больше русских ресторанов, предлагающих как традиционную русскую кухню, так и современное переосмысление привычных продуктов и рецептов. Одна из самых известных сетей ресторанов в русском стиле «МариВанна» имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Москве и Баку и обещает своим клиентам «настоящий русский дух».
Показ Dolce & Gabbana на Неделе моды Осень 2012 в Милане (слева), Ульяна Сергеенко на показе Couture Осень Зима 2012 (справа)
Фотошот/Восток-Фото; Неделя высокой моды в Париже / Getty Images
Модельеры, как всемирно известные, так и их менее известные российские коллеги, стали использовать в своих коллекциях национальные русские мотивы. Многие их элементы отсылают к традиционным ремесленным узорам, будь то кружева, цветы на павловопосадских платках или бело-голубые цвета и узоры гжели.
При использовании какого-либо контента Russia Beyond, частично или полностью, всегда указывайте активную гиперссылку на исходный материал.