Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня / Хабр

Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня

Аналоговая музыка и не думает уходить в прошлое: возвращается спрос на винил и даже катушки. Сегодня мы подготовили небольшой рассказ об истории катушечных магнитофонов в мире и СССР.

Фото Мэтта Донована / CC

История катушечных магнитофонов

История катушечных магнитофонов восходит к 1878 году, когда американский инженер Оберлин Смит познакомился с фонографом Томаса Эдисона и начал экспериментировать с устройством. В какой-то момент он предлагает использовать явление магнетизма для записи звука.

По его задумке, носитель может сделать хлопчатобумажную нить, в которую вплетены кусочки стальной проволоки. Смит публикует свои идеи по улучшению фонографа в надежде, что кто-то попытается воплотить их в жизнь, так как сам он не может найти время, чтобы сделать все это самостоятельно. Так и случилось.

На его работы обратил внимание инженер из Дании Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen), который в 1898 году получил патент на технику магнитной записи на стальной проволоке. Однако практическое применение магнитная запись получила только в 20-х годах 20 века, когда инженер Фриц Пфлеймер предложил использовать в качестве носителя ленту бумаги с напылением оксида железа. Пфлеймеру не удалось получить патент на свою идею из-за предыдущих экспериментов Поульсена, но его технология легла в основу Магнитофона-К1.

Его создала немецкая компания по производству электроники AEG совместно с химическим концерном BASF, выпустившим пленку для устройства. Новое устройство представили публике на выставке в 1935 году. А спустя пять лет магнитофоны AEG были модернизированы — инженер Вальтер Вебер (Walter Weber) обнаружил, что если намагнитить пленку переменным током, то качество звука улучшается. запись. Решение поспешили воплотить в жизнь.

Магнитофоны распространились по миру после Второй мировой войны. В 1945 году американцу Джеку Маллину (Jack Mullin) удалось найти два «Магнитофона» и 50 бобин с пленкой на немецкой радиостанции в Бад-Наухайме. Маллин привез находки домой и после двух лет экспериментов показал прототип своего автомобиля для коммерческого использования на студии MGM в Голливуде.

Читайте также:
53 самых устаревших стиля домашнего декора и тенденции декорирования

На демонстрации технологии присутствовал певец Бинг Кросби, который заинтересовался инженером-разработчиком. Кросби инвестировал в Ampex, в котором Маллин начал разрабатывать коммерческую версию магнитофона. Результатом работы стал прибор Ampex Model 200, поступивший в продажу в 1948 году.

В Ampex родилась еще одна инновация в области звукозаписи. С 1949 года инженеры компании работали над системой многоканальной записи. У них уже был опыт создания подобных устройств для киноиндустрии, поэтому они предложили внедрить его в серийные магнитофоны. Идеологом был Росс Снайдер, менеджер компании Росс Снайдер, он же разработал систему селективной синхронной записи Sel-Sync. В студии установлен первый магнитофон серии. легендарный гитарист-виртуоз Лес Пол.

Боббиники в Советском Союзе

Выпуск магнитофонов в Советском Союзе начался в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал «Днепр-1». Днепр-1 имел две скорости ленты — 18 и 46.5 см/с, а продолжительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут соответственно. Диапазон частот записи составлял от 90 до 7000 Гц. Хотя производство магнитофонов было серийным, оно было достаточно дорогим и позволить себе новую технику могли немногие семьи.

В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, устанавливавший общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том числе стандартные скорости прокрутки ленты. Классы магнитофонов, на которые ориентировались производители, прописывались в ГОСТ. Они обозначались первой цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то же время магнитофоны начали дешеветь. А в конце 1950-х — начале 1960-х годов приборы стали входить в повседневную жизнь советских людей.

Первый советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Это была модель «Днепр-9»: скорость ленты в устройстве составляла 19.05 см/с, а диапазон частот — от 50 до 8000 Гц. Максимальная продолжительность записи составляла 30 минут.

Через несколько лет появился первый советский стереомагнитофон: это была модель «Яуза-10», поступившая в производство в 1961 году. Он поддерживал две скорости ленты — 19.05 и 9.53 см/с, а диапазоны частот магнитофона были 40–15000 60 Гц и 10000–XNUMX XNUMX Гц соответственно.

Читайте также:
Куда положить кондиционер для ткани и моющее средство » вики полезно Клинопедия Великобритания

Появление транзисторов сделало возможным создание портативных устройств. Первым аккумуляторным плеером стал «Весна», который начали делать в 1963 году. Продолжительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время автономной работы — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до 6000 Гц. .

Помимо портативных магнитофонов, среди доступных устройств были магнитофоны. От полноценных стационарных устройств они отличались тем, что для воспроизведения записи такое устройство подключалось к внешнему усилителю низкой частоты. В советских домах таким усилителем была настольная магнитола или магнитола. Популярной и недорогой маркой консолей была «Нота» — первая модель была выпущена в 1966 году.

фото Andshel/ CC

Благодаря наличию магнитофонов в 1960-е годы возникла отдельная ветвь самиздатовской культуры — «Магнитиздат». Магнитные пленки заменили самодельные костяные пластины, которые советские умельцы делали из рентгеновских лучей. На фильм были скопированы как западные пластинки, так и музыка советских исполнителей – песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.

Магнитиздат на катушках вышел до 80-х. В то время свои композиции на барабанах записывали популярные советские рок-группы: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени», «Кино» и другие. Это были не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые назывались «магнитоальбомами». Пластинки часто распространяют сами музыканты или их друзья, после чего альбомы буквально за несколько недель разлетаются множеством копий.

Явление магнетиздата повлияло на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказалось для слушателей важнее качества. Однако катушечные магнитофоны продолжали выпускаться серийно вплоть до 90-х годов. Позже их популярность пошла на убыль.

Катушечные магнитофоны сегодня

Катушечный магнитофон снова заявил о себе в начале 2010-х. Продажи бобин выросли как на eBay, так и на сайтах, занимающихся продажей винтажной аудиотехники. Во многом эту тенденцию сравнивают с другим крупным возвращением в аналоговую музыку — виниловыми пластинками.

Основное преимущество катушек — максимальная приближенность к оригинальному студийному миксу. По мнению поклонников этого носителя, запись на катушке наиболее точно передает первоначальный замысел музыкантов. Как отмечает Крис Мара, владелец компании, занимающейся реставрацией магнитофонов, «катушечный» звук должен особенно порадовать любителей джаза, так как все классические джазовые композиции были записаны именно на катушках.

Читайте также:
Ламинированные полы: плюсы и минусы — Forbes Home

Сегодня тенденцию к катушечным магнитофонам подхватили производители, которые создают новые модели плееров на базе ранее выпускавшихся устройств. Это отреставрированные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Свои катушечные магнитофоны также выпускают Revox и Metaxas. Последние пообещали представить свое устройство уже в этом году.

Бобинники: десять культовых катушечных магнитофонов – рассказываем и показываем

Ранее мы писали об истории появления Бобинников в мире и СССР. Сегодня — мы расскажем о винтажных устройствах, за которыми продолжают гоняться коллекционеры.

Фото MIKI Yoshihito / CC / Магнитофон TEAC A-4010

ТЕАС А-4010

Четырехгусеничный TEAC A-4010 1966 года стал одной из самых продаваемых моделей японской компании Tascam. Магнитофон поддерживал 7-дюймовые катушки и имел функцию автоматической перемотки — чтобы отметить конец ленты, нужно было наклеить на нее кусок фольги.

В 1967 году для увеличения продаж Tascam открыла фирменные сервисные центры в США. Их надежды оправдались: в мире было продано более 200 тысяч устройств этой серии. На базе А-4010 создали еще две модели: А-4010С и А-4010SL, и выпускались они до 1972 года.

Пользователи хвалили TEAC A-4010S за простоту использования и технические характеристики, превосходящие заявленные производителем. Диапазон частот при скорости ленты 7½ IPS составлял от 35 до 19,000 1992 Гц. После успеха серии бренд продолжил выпускать катушечные магнитофоны, и новые модели выходили вплоть до XNUMX года.

Акаи GX-77

GX-77 выпускался с 1981 по 1985 год. Магнитофон мог воспроизводить катушки размером до 7 дюймов и поддерживал новый формат пленки — EE (Extra Efficiency). Этот формат был создан для того, чтобы улучшить звучание аудиокассет, и в нем использовался диоксид хрома.

GX-77 был компактен по сравнению с магнитофонами конкурентов: его габариты составляли 440х244х227 мм. Стоил он и меньше других новинок того времени — 775 долларов. Для сравнения, в том же году вышел Akai GX-747, который продавался за 1200 долларов. Таким образом, GX-77 был более доступным катушечным магнитофоном.

Модель также известна своим внешним видом. За дизайн плеера в 1982 году создатели были удостоены японской премии Good Design Award. GX-77 в отзывах хвалят за простоту в эксплуатации и хорошее качество звука. Поэтому магнитофоны пользовались спросом, и на eBay до сих пор можно найти в продаже как сами устройства, так и их комплектующие.

Читайте также:
Руководство по установке системы кондиционирования воздуха | Семейный разнорабочий

Дальнейшего развития GX-77 не получил. В 1985 году компания Akai полностью прекратила выпуск катушечных магнитофонов открытого типа.

«Маяк-001»

«Маяк-001-стерео» стал первым в СССР магнитофоном высшего класса. Создан на базе опытной модели «Юпитер» в 1973 году. Аппараты были изготовлены на заводе «Маяк» в Киеве, где в 1950 году выпустили первые советские магнитофоны под маркой «Днепр». Всего завод выпускал тысячу «Маяков» в год, и поэтому они были в дефиците. Аксессуары для магнитофонов, купленные за границей.

Маяк-001 проигрывал и записывал звук в моно и стерео форматах. В 1974 году этот прибор получил золотую медаль на международной выставке.

На его базе в 1984 году был создан магнитофон «Маяк-003-стерео», воспроизводивший расширенный частотный диапазон. Следующая модель высшего класса «Маяк-005-стерео» была выпущена ограниченным тиражом (около 20 штук), и после этого завод выпускал только магнитофоны более низкого уровня.

«Электроника-004»

Магнитофон «Электроника-004» был собран в 1983 году на Фрязинском заводе «Рени», который до конца 70-х выпускал только военную продукцию.

«Электроника-004» была клоном швейцарских магнитофонов Revox. Полностью заменить зарубежные комплектующие поначалу не получалось. Руководство завода настаивало на использовании конденсаторов К-50-6 армянского производства, однако их качество оставляло желать лучшего. В итоге замену им все-таки нашли – комплектующие начали завозить из Днепропетровска.

Позже документацию на «Электронику-004» передали на заводы в Саратове и Киеве, и модель стали выпускать на трех предприятиях.

При скорости ленты 19.05 см/с рабочий диапазон «Электроники» составлял от 31.5 до 22,000 1984 Гц. С 004 года на базе этого устройства выпускается многоканальный регистратор оперативно-диспетчерской связи под наименованием «Электроника-XNUMXД».

Олимп-004-стерео

Высококлассный магнитофон «Олимп-004-стерео» был выпущен в 1985 году и стал одним из самых технически совершенных советских катушечных проигрывателей. Устройство было произведено на Кировском электромашиностроительном заводе им. Лепсе. Приставка вышла в самый разгар популярности магнитофонов и была рассчитана на покупателей, ценящих качество звука.

Посадить их. Лепсе сотрудничал с Фрязинским предприятием, а потому в основе «Олимпа» тот же магнитофон Revox. По характеристикам устройство похоже на «Электронику-004». Основные отличия – отсутствие автоматического реверса и наличие электронного ленточного расходомера.

Читайте также:
Chceme stavět vlastní dům – jak probíhá a kolik opravdu stojí výstavba

Наряду с «Электроникой» «Олимп» часто вспоминают на форумах любителей аудиотехники как лучшие советские магнитофоны. Эти модели до сих пор довольно популярны среди энтузиастов.

Ревокс А77

Компания Studer-Revox производила в основном студийное оборудование. На их магнитофоны записывались такие музыканты и группы, как Боб Дилан, The Beatles и Pink Floyd. С 1960 года компания начала производить электронику для дома. Revox A77, выпущенный в 1967 году, также стал частью этой серии.

Фото Викимедиа/СС

Revox считает A77 своей самой успешной моделью. Всего компания продала 150 тысяч таких магнитофонов. Последняя, ​​четвертая, модификация аппарата была выпущена в 1974 году и продолжала выпускаться до 1977 года. Магнитофон имел множество вариаций: с разным количеством дорожек для записи и с разной скоростью движения ленты.

В 1977 году появилась еще одна удачная модель от Revox — B77. Обе модели надежны и долговечны, поэтому их до сих пор можно найти на аукционах, где они пользуются спросом.

Пионер РТ-909

РТ-909 был последним из катушечных магнитофонов фирмы Pioneer. Хотя модель производилась в Японии, на внутреннем рынке она не продавалась, и все РТ-909 шли на экспорт (с 1978 по 1984 год).

Плеер рекламировался как устройство, «в котором есть любая мыслимая функция». У него были системы управления скоростью и шагом пленки, автоматическая перемотка назад и автоматический повтор. Магнитофоны этой модели продолжают покупать и восстанавливать.

Техникс РС-1500У

Один из лучших магнитофонов известного японского бренда Technics был выпущен в 1976 году. Это была дорогая модель: на момент выпуска аппарат продавался за 1500 долларов. Он поддерживает три скорости воспроизведения (9, 19 и 38 см/ч). с) и многоканальной записи.

РС-1500У люблю по сей день. The Tape Project, выпускающий классическую музыку на пленку, использовал RS-1500U для мастеринга.

Тандберг ТД 20А

Норвежская компания Tandberg занимается аудиоаппаратурой с 1933 года. Ее записывающими устройствами пользовался даже Джон Ф. Кеннеди. TD 20A был выпущен в 1977 году и стал одним из последних барабанщиков компании. Устройство позиционировалось как техника для «продвинутого любителя».

Читайте также:
51 лучшая идея организации кухни - Советы по организации кухни

Одним из главных нововведений в TD 20A стала возможность записи на «металлическую» пленку Metafine. Рабочий слой такой магнитной ленты вместо их оксидов содержал чистые порошки металлов. Магнитофон поддерживал катушки размером до 10 дюймов и две скорости ленты с опциональной третьей: 9.5 см/с, 19.05 см/с и 38.1 см/с.

Позже в серию выпустили еще две модели: ТД 20А-СЭ и ТД 20-СЭС. Магнитофон остается востребованным и сегодня – любители аудио называют его одним из лучших катушечных.

Сони ТС-880-2

Модель была выпущена в 1974 году. Это был технически совершенный для своего времени магнитофон со скоростями ленты 19 и 38 см/с, и диапазоном частот до 40 кГц (на максимальной скорости). Девайс мог похвастаться точными индикаторами уровня громкости, инструментом синхронизации треков, а также наличием цепей фазовой компенсации.

Сейчас магнитофон довольно редок, потому что был слишком дорог. В 1979 году цена ТС-880-2 составляла 2,495 долларов (8660 долларов в современном исчислении). Это раздражает, потому что его называют лучшим из катушечных магнитофонов Sony.

В нашем Telegram-канале есть еще интересное об акустике и аудиогаджетах:

Фильмы на дисках
Необычный портативный
Встроенный гид по акустике
Что такое HD-винил
Необычные аудио гаджеты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: